Тема урока по геометрии в 8 классе:: «Транспортир. Построение углов с помощью транспортира».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
- Образовательная цель. Познакомить учащихся с прибором для измерения и построения углов – транспортиром. Научить строить углы с помощью транспортира.
- Коррекционная цель. Корригировать и развивать зрительное восприятие через упражнения в узнавании и различении углов на чертеже и модели. Корригировать и развивать внимание через упражнение на выделение названного угла из общего количества. Корригировать и развивать мыслительную деятельность через выполнение заданий на сопоставление собственных устных высказываний и зрительного образа углов.
- Воспитательная цель. Воспитывать умения работать самостоятельно. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир, раздаточный материал, модель угла, модель часов.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам успехов в работе.
2.Проверка домашнего задания.
- Какое задание нужно было выполнить?
(С.47 №147 (1))
Один из учащихся диктует выполненное задание, остальные проверяют у себя в тетрадях.
- Оцените свою работу.
-Оценку «5» поставьте, если нет ошибок.
-Оценку «4» поставьте, если 1ошибка.
-Оценку «3» поставьте, если 2 ошибки
-Оценки за эту работу выставлю в журнал.
3. Устный счет.
- Я показываю на фигуру, вы называете ее и даете характеристику.
(прямая, луч, незамкнутая ломаная линия, угол)
- Какие фигуры можно неограниченно продолжать?
- Чем являются стороны угла: отрезками или лучами?
-Дайте определение угла? (Угол – это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало. Общее начало – вершина угла. Угол можно обозначать одной или тремя буквами.)
4. Объяснение нового материала
- Открыли тетради, слева направо отступаем 4 клетки, записываем слова «Классная работа», тему урока «Транспортир. Построение углов с помощью транспортира», на полях – дату.
-Записав тему урока, как вы думаете, чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься?
- Повторим виды углов. (Работа с моделью угла)
- Напишите виды углов в тетрадь.
(учащиеся выполняют в тетрадях задание, я раздаю карточки с правильными ответами, учащиеся проверяют правильность выполнения и оценивают себя.)
- С помощью карандаша и линейки постройте угол 37°. Сможете ли вы это сделать? (нет)
- Для этого существует специальный инструмент для построения и измерения углов, называется транспортир.
История возникновения транспортира. (рассказ учителя)
Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.
Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.
- Обратите внимание сколько различных транспортиров бывает. Но чем они все похожи? А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.
Полупрямая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.
- А теперь перейдем к построению углов с помощью транспортира. Для построения углов с помощью транспортира мы будем использовать следующий алгоритм построения. (алгоритм построения углов с помощью транспортира раздаю каждому учащемуся)
Алгоритм построения угла с заданной градусной мерой
1. Начертите луч с началом точки А.
2. Наложите транспортир так, чтобы центр его совпадал с точкой А, а луч прошел через
начало отсчета на шкале.
3. На этой же шкале транспортира найдите штрих, который соответствует (60°).
4. Отметь на чертеже точку С против штриха с отметкой (60°)
5. Проведи луч АС. Поставьте точку В.
6. Угол ВАС искомый.
7. Запишите < ВАС = 60°
|
-Используя алгоритм построения угла с заданной градусной мерой, построим угол 60°. Я работаю на доске, вы работаете в тетрадях.
5.Физминутка.
(Зрительная гимнастика).
6. Закрепление.
- Построим угол 120°. (один ученик у доски, остальные работают в тетрадях. Раздаю индивидуальные карточки учащимся, имеющим положительную мотивацию к учебной деятельности и учащимся с низкой работоспособностью)
- Построить угол 42°, 135°. (Работа на нелинованной бумаге).
- Открываем учебник на странице 49 №149 (один ученик у доски, остальные работают в тетрадях).
- Перед вами модель часов. Назовите время, при котором стрелки часов образуют острый угол.
- Назовите время, при котором стрелки часов образуют прямой угол.
- Назовите время, при котором стрелки часов образуют тупой угол.
(Работа с моделью часов)
7.Итог урока.
Домашнее задание.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
-Для чего служит транспортир?
- На сколько делений, разделена шкала транспортира?
- Чем мы пользовались при построении углов с помощью транспортира?
- Где вам может пригодиться это умение ?
(Оценка работы класса. Выставление оценок за урок)
Список литературы и Интернет-ресурсов.
1. Эк. В.В. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида -/М. «Просвещение», 2002
2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по наглядной геометрии 1-4 классы.- М. «ВАКО», 2007
3. festival@1september.ru
|